Close
Close
Карина Рязанова
Записаться на расстановку

СЕКСУА
ЛЬНОСТЬ
ПО ФРЕЙДУ

Сексуальность давно перестала быть запретной и табуированной темой. Однако, до недавнего времени она была более таинственна и менее объяснима, нежели существование русалок и домовых.

С самого начала своей истории человечество занималось сексом. Это таинство сперва служило исключительно продолжению рода, после, приобретало все более сложные и сакральные смыслы. Секс символизировал власть, он становился сперва интимным процессом, потом выносился во все услышанье, был запретный плодом и разменной монетой. За всю историю человечества он прошел длительный путь от полового акта до занятия любовью. биологический смысл стерся, замылился и отошел на второй план, уступая место смыслам социальным, отвлеченным от механики возвратно-поступательных движений детородными органами.
Но, несмотря на то, что смыслы сексуальности подвижны, но взгляды на неё науки весьма статичны. При всей культурной сакральности, она описывалась с сугубо физиологической точки зрения, без учета ментальной стороны вопроса. Это объясняется тем, что научной психологии не оформилось до конца XIX века, да и оформившись, она не сразу обратила свой взор на проблему сексуальноти.

Психология сексуальности

Первым нашумевшим исследованием была попытка Зигмунда Фрейда описать в рамках психоанализа этого феномена, что позже вылилось в фундаментальный труд «Психология сексуальности».
Можно сказать, что дедушка Фрейд – амбассадор сексуальности в психологии. Как только заговоришь об отце психоанализа с людьми, так сразу можно услышать о фаллическом символизме, апогеем понимания которого является фраза: «Иногда сигара это просто сигара».
Фрейда плотно ассоциируются с сексом и это не так далеко от правды, некоторая часть классического психоанализа действительно строится вокруг этого.
Так, в структуру личности Фрейд включает две противоборствующие энергии:
ЛИБИДО
ТАНАТОС
Именно в либидо он видит проекцию сексуальности в психике, что реализуется не только в качестве стремлении к продолжению рода, но и имеет более широкий созидательный смысл, Зигмунд ставил знак равенства между либидо и эросом, что описывал Платон. По его мнению, либидо это половой инстинкт, энергия влечения ко всему тому, что описывается словом любовь, а именно секс, любовь к себе в том числе и нарциссизм, любовь родителей к детями и детей к родителям, любовь к Богу, к человечеству и к миру вообще. Оно находило своё выражение во всем, от невротизации личности до детского развития.

Стадии психосексуального развития

Так, энергия либидо, перемещаясь по телу, образует области удовольствия, которые обуславливают этапы психосексуального развития. Их прохождение формирует характер по определенному образцу, а невозможность их удачного прохождение формирует фиксацию (задержку или даже остановку развития) на стадии и ведет к невротизации личности и девиациям в поведении.
1
Первой стадией является оральная, которая длится от рождения до 1,5 года.
Энергия сосредотачивается в зоне рта и реализуется с помощью сосания, а с появлением зубов еще кусания и жевания. Основной задачей оральной стадии является отвыкания от материнской груди или предмета, что заменяет его, например, соски, а также отделения себя от тела матери, как физически, так и психически. Тут может сформироваться орально-пассивный тип личности, если ребенок получал чрезмерную опеку, имел опыт нерегулярного кормления или же наоборот, подвергался закармливанию. Для такого типа личности характерна беспечность, доверчивость и незрелость, постоянный поиск одобрения, реализации зависимых отношений. С появлением зубов ребенок имеет возможность реализовывать агрессию, постоянная фрустрация, невозможность удовлетворить свои потребности в силу отсутствия матери ведет к формированию фиксации на орально-агрессивной стадии, что в дальнейшем выражается недоверчивости, вызывает сложности в выражении агрессии, склонности к доминировании и эксплуатировании других людей во имя собственной выгоды.
2
Следующей стадией Зигмунд Фрейд выделял анальную, которая длится от 1,5 до 3 лет.
На этом этапе либидозная энергия смещается в зону анального сфинктера и реализуется посредством удержания или выталкивания кала. Основной задачей этого этапа является приучение к туалету в узком смысле, и освоение самоконтроля после отграничения себя от материнского тела. Неправильное высаживание ребенка на горшок может вести к формированию анально-удерживающего и анально-выталкивающего типа личности. Так, для анально-удерживающего типа характерна чистоплотность вплоть до формирования обсессивно-компульсивного расстройства, такой человек скуп, педантичен и склонен к четкому планированию. Тогда как анально-выталкивающий тип личности характерны противоположные проявления, например, импульсивность, склонность к деструктивному поведению, вплоть до проявления аутоагрессии и селфхарма.

3
Далее следует наиболее важная стадия психосексуального развития - фаллическая.
Она припадает на возраст от 3 до 6 лет. Здесь либидозная энергия смещается в область половых органов и может реализоваться в виде мастурбации. Основной задачей данного этапа является формирование идентификации ребёнка с родителем своего же пола. Это протекает с помощью разрешения Эдипового комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Они названы в честь героев античных мифов.

Миф про Эдипа рассказывает грустную историю того, как одному высокопоставленному римлянину напророчили смерть от рук собственного сына. Немало напуганный мужчина сделал все, чтобы избежать печального конца: он избегал близости с женой и изощренно пытался избавится от новорожденного сына. Но малыш віжил, попал в другую богатую семью и даже стал полководцем. О своих биологических родителя он ничего не знал. Но пришла пора и н отправился войной на их владения. Отец не избежал предсказанной судьбы. Эдип убивает его и вступает в кровосмесительную связь со своей матерью. Но как только он узнает о тяжести греха, который он совершил, впадает в отчаяние и ослепляет себя.

Электра же становится свидетельницей того, как мать с любовником убивает её отца. Это глубоко ранит юную девушку и она организовывает побег для себя и двух малолетних братьев. Следующие семь лет она проводит в глубоком трауре и посвящает себя планированию кровавой мести для убийц отца. В итоге, ей удается задуманное.
В этих мифах Фрейд видел удачную метафору на процессы, что заполоняют психику ребёнка на фаллической стадии. По версии учёного, дети гораздо более ясно понимают суть секса, чем могло бы показаться. Уже после трёх лет ребёнок начинает испытывать влечение к родителю противоположного пола. Результатом этого становится потребность конкурировать с родителем своего пола за внимание предмета обожания. Так как сил малыша не хватает для прямой конфронтации, он ведёт подпольную борьбу. На этом этапе формируется представлении о половой пренадлежности, формируются определённые гендерные установки и осваиваются атрибуты пола. Движущими силами самоидентификации на этой стадии у мальчиков является страх кастрации, а у девочек - зависть к пенису. Если такое представление о способе освоения гендерных ролей в отношении мальчиков было признано в научных кругах, то в отношении девочек – многократно оспаривалось и подвергалось критике. Результатом удачного прохождения фаллической стадии является отождествления себя со взрослым своего же пола, который после выступает в качестве основного образца для подражания.
4
Далее следует латентная стадия, которая приходится на период социализации ребенка.
Она начинается в 6 лет, с началом школьного обучения и длится до 12 лет, с началом полового созревания. Она характеризуется половым бездействием, так как давление структуры Сверх-Я усиливается и акценты смещаются на установление и поддержание социальных контактов.
5
Генитальная стадия является завершающей во фрейдизме, что длится всё половое созревание.
Энергия либидо вновь смещается к половым органам, но на смену мастурбации приходят попытки первых сексуальных контактов. На этом этапе реализуется стремление к установлении близких отношений, что выходят за пределы дружбы и приближаются к понятию любви. Тут ребенок готовится к отсоединению от родительской семьи и под давлением этого начинается реализация трудового потенциала личности.
Успешное прохождение всех стадий формирует здоровую целостную личность со зрелой сексуальностью.
Кроме того, Фрейд рассматривал проблему удовольствия. Даже страдание может выступать компромиссом между реальностью и бессознательным и служить удовлетворению сексуальных желаний. А значит удовлетворение далеко не всегда связанно с удовольствием и может иметь вторичную выгоду. Сама сексуальность возникает вместе с возможностью фантазирования. Как только человек может воссоздать мысленно объект своего влечения – он обретает сексуальность.