Close
Close
Карина Рязанова
Записаться на расстановку

АРХЕТИПЫ
В ТЕОРИИ
К. Г. ЮНГА

В своей аналитической психологии К.Г. Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, чем вносит уровневую структуру, расширяя границы психики. Оно хранит в себе набор архетипов, которые являются его элементарными единицами. Дословно, архетип переводится с греческого как первообраз. Он не существует сам по себе, без учёта контекста. При его изучении необходимо принимать во внимание не только форму, но и содержание, которое включено в канву определённой эпохи и культуры, но имеет достаточно универсальный смысл.

Концепции архетипов

Сам автор предлагал несколько уровней понимания концепта архетипа:


первообразы, что характерны для народов и эпох;
глобальные мифологические мотивы, что универсальны для всех народов;
общая форма переживания;
след от бесчисленных однотипных переживаний;
формальные и универсальные паттерны переживаний и поведения, что формируют стереотипы и закрепляются в форме распространённых образов, которые ясны в силу культурного опыта.
Архетипы скрыты, но они лежат в основе культуры, воплощаются в мифах, реализуются в искусстве и там же оформляются не в эфемерную совокупность различных характеристик, а конкретный образ.

Архетипы

Рассмотрим основные архетипы, которые выделял К.Г. Юнг.
EGO
Первым образованием, которое к архетипам можно отнести лишь отчасти является Я или же Ego. Это центральная часть личности, центр осознания и идентичности. Грубо говоря, Я по К.Г. Юнгу, подобно фрейдовской концепцией, является самой личностью, той часть психики, которую человек осознает, понимает и отождествляет с собой. Ego полностью представлено в сознательной части психики.
Самость
Чуть глубже лежит архетип Самости. Он сложносоставной и наделён практически философским смыслом. Если Ego является центром сознания, то Самость является системообразующим фактором как сознательного, так и бессознательного; как личного так и коллективного. Именно Самость мирит между собой мужское и женское, явное и скрытое, индивидуальное и общественное. Она гармонизирует их, интегрирует друг в друга и встраивает в личность. Основной визуальный образ архетипа Самости представлен в восточной культуре в виде символа Инь и Янь. Кроме того, Юнг предлагает реализацию образа Самости в виде мистического ребенка, 4 ореха в разных концах блюда, лотоса или яйца. Это тот архетип, который объединяет в себе именно ощущения, а не картинку.
Мандала
Из такого ложного и пространного архетипа проистекает еще один – Мандала. Это религиозный символ в индийской культуры, который выглядит как круг с орнаментами и повторяющимися узорами, что используется в качестве фокуса при медитации и достижения околотрансовых состояний. Этот архетип определяется Юнгом как ощущение центра личности, стрежень и системообразующий фактор.
Анима и Анимус
Дуальным архетипом, который отражает представления о мужском и женском начале является Анима и Анимус.
Анима это феминный, стереотипно женственный компонент, который включен в психику мужчины. Он вмещает в себя все те характеристики, которые общество считает сугубо женскими атрибутами.
Анимус является прямой противоположностью. Это проекция маскулинного и стереотипно мужского образа в психике женщины.

Важным моментом психотерапии в теории Юнга является знакомство и формирование здоровых отношений с этой частью себя.
Персона
Следующим архетипом по Юнгу выделяют Персону. Она символизирует внешнее проявление личности. При этом не соотносится ни с Я, ни с Самостью, а скорее противопоставляется им. Персона отражает приобретённые и мнимые личностные характеристики, что проявляются в коммуникации и взаимодействии с другими людьми. Это некий аналог одноимённой маски, которая использовалась в древнегреческой трагедии. Это личина, скорее то, кем мы хотим казаться, нежели то, чем мы являемся на самом деле.
Тень
Юнг выделял Тень как совокупность всего тёмного, злого, животного и отторгаемого человеком. Именно этот архетип олицетворяет ту тёмную сторону Луны, которую мы всеми силами пытаемся скрыть не только от окружающих, но и от себя. В аналитической психологии отмечали, что хоть Тень и является частью Ego, но она локализована в бессознательном и имеет выход в редких случаях. Так, чистый образ Тени это человек Вашего пола из сна, который вызывает вас раздражение и отторжение. Элементы, что входят в данный архетип чаще всего подвергаются проекции.
Мать
Еще одним архетипом является образ Матери или же, как его называл К.Г. Юнг, Великая Мать. Он представлен как центральный аспект в феминном архетипе. Проявляется как в качестве созидательного и креативного компонента (Хорошая Мать), так в виде деструктивного и агрессивно доминирующего (Ужасная Мать). Важно понимать, что это архетип существует в пределах как женской, так и мужской психики. Великая Мать отчасти формируется под влиянием личного опыта, хотя и наполняется общекультурным смыслом.
Бог
Архетип Бога является достаточно сложным и гораздо более культурно зависимым. Юнг в своей концепции рассматривал Бога как некую высшую сущность, субстанцию, надличностную волю, что была характерна для религиозных взглядов европейцев конца XIX - начала ХХ века. Однако, последователи Юнга расширили понимание данного архетипа, включив в него образы греческих богов и богинь, поделив их тем самым на женские и мужские образы. Стоит отметить, что такой взгляд характерен для Европы, но совершенно иначе представлен в психике народов Африки, а также имеет совершенно иное воплощение для культуры Востока.
Трикстер
Трикстер или Шут - это ещё один необычный архетип, который выделял Юнг. Он олицетворяет некоторое креативное начало, но при этом несёт оттенок безумия, хаотичности и отрицания общественных норм. Это проявляется в ситуации чрезмерного давления, которая требует перестройки и переосмысления. В сказках этот образ часто изображают в виде лисы, в средневековой культуре Трикстер ассоциировался с придворными шутами.

Новые архетипы

Юнг в своих трудах описывал архетипы, что были представлены в психике его современников. Сложно представить, что у первобытных людей архетип Бога был тождественен античному представлению в силу особенностей развития культуры и психики в целом. Ровно так же, как сложно предсказать, что сотню лет спустя эти архетипы будут актуальны для наших потомков. Уже сейчас, в связи с формированием массовой культуры, поразительной скоростью технического прогресса, изменения способов передачи информации, а также повсеместной глобализации, общепонятные образы формируются в разы быстрее, а следовательно, влияют на организацию психической жизни людей.
Illustration by Amrit Brar